понеділок, 1 грудня 2014 р.

Виконавці київської опери на початку XX століття

Уже не один год, наравне с видами Киева, собираю открытки с портретами актеров, которые здесь выступали. Набралось довольно много лиц из дореволюционной Киевской оперы и театра "Соловцов". Для оперы даже появилась возможность реконструировать некоторые спектакли по исполнителям ведущих партий. Быть может, моим читателям будет интересно на них взглянуть? Звуковых записей тогдашних оперных корифеев Киева почти не осталось, но можно хотя бы получить о них внешнее представление.
Киевский городской (оперный) театр. С открытки 1910-х гг.

Не могу гарантировать, что данные составы когда-либо выступали на сцене одновременно, но, во всяком случае, здесь представлены киевские исполнители - об этом свидетельствуют не только их биографии, но и отметки на открытках киевских издателей или торговцев.

Для почина выберем...


"Фауст". Опера Шарля Гуно, либретто Ж.Барбье и М.Карре по мотивам И.-В.Гете.

Участники киевских постановок:

Фауст – Алексей Борисенко
Борисенко Алексей Григорьевич (1868–1941)
Лирико-драматический тенор.

Мефистофель – Платон Цесевич

Цесевич Платон Иванович (1879–1958).
Бас-кантанте.

Мефистофель - Иван Стешенко
Стешенко Иван Никифорович (1894–1937).
Бас-кантанте.

Маргарита - Екатерина Воронец
Воронец (Монтвид) Екатерина Дмитриевна (1883 или 1884 – 1955).
Лирико-драматическое сопрано.

Валентин, брат Маргариты – Михаил Бочаров
Бочаров Михаил Васильевич (1872–1936).
Баритон.

Зибель, юный поклонник Маргариты – Струкова
Партия Зибеля со знаменитым романсом "Расскажите вы ей, цветы мои" – это меццо-сопрано, ее обычно исполняют женщины, одетые юношами. К сожалению, киевлянка Струкова оказалась прочно забытой меломанами; о ней нет информации даже во всеобъемлющем словаре Аркадия Пружанского "Отечественные певцы".



Киевский городской (оперный) театр. С открытки начала ХХ в
.

Не могу гарантировать, что данные составы когда-либо выступали на сцене одновременно, но, во всяком случае, здесь представлены киевские исполнители – об этом свидетельствуют не только их биографии, но и отметки киевских издателей или торговцев на открытках.

Итак, участники спектакля...
"Кармен". Опера Жоржа Бизе (1875), либретто А.Мельяка и Л.Галеви по мотивам новеллы П.Мериме.

Кармен – Любовь Андреева

Андреева-Дельмас Любовь Александровна (1884–1969).
Меццо-сопрано. Родилась в Чернигове (урожденная Тищинская). Вышла замуж за оперного певца Павла Андреева (бас-баритон), вместе с которым в 1908–1909 годах служила в Киевской опере.

Любопытные обстоятельства связаны с ее киевским дебютом в "Кармен" (октябрь 1908). В нашей опере в то время существовала клака – своеобразная театральная мафия, которая вымогала с актеров дань и за это обеспечивала овации, а несговорчивых освистывала (тариф составлял 25–50 руб. с персоны). Но когда к Андреевой явился представитель клаки и потребовал тридцатник, она просто выгнала его вон. Полиция провела расследование, и оказалось, что главный клакер служит в опере хористом. Его выгнали с работы и выдворили из города, после чего здешняя клака притихла...

С 1909-го Любовь Андреева-Дельмас выступала в Петербурге. Здесь ее образом Кармен увлекся Александр Блок, посвятивший "Л.А.Д." цикл стихотворений "Кармен".

О да, любовь вольна, как птица,
   Да, все равно — я твой!
Да, все равно мне будет сниться
   Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной силе рук прекрасных,
   В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
   Моих ночей, Кармен!..

Кармен – Зинаида Рыбчинская

Рыбчинская (Рибчинская) Зинаида Сергеевна (1885–1964).
Меццо-сопрано и контральто. Уроженка Каменца-Подольского; воспитанница музыкально-драматической школы Николая Лысенко, много сезонов выступала в Киеве, а в 1930-е годы была драматической актрисой в театре Мейерхольда в Москве.

Кармен – Мария Скибицкая

Скибицкая Мария (Марина) Михайловна (1884–1943).
Меццо-сопрано. Любимица киевских меломанов, одна из популярнейших отечественных Кармен; пела эту партию не только в Киеве, но и в московском Большом театре

Кармен – Мария Гай

Гай Мария (1879–1943).
Меццо-сопрано. Знаменитая испанская певица, создавшая живой и полнокровный образ оперной Кармен. Открытка со штампом киевского магазина "Стамбул" на обороте выпущена, очевидно, к ее гастролям в 1908 году, когда на "Кармен" с Марией Гай ломился весь Киев.

Это был "гвоздь сезона" наравне с приездом Леонида Собинова!
Хозе – Федор Орешкевич

Орешкевич Федор (Теодор) Гаврилович (1872–1932).
Лирико-драматический тенор, один из ведущих солистов Киевской оперы. Здесь Хозе в мундире драгуна, каким он был в начале действия.

Хозе – Антон Боначич

Боначич Антон Петрович (1878 или 1880–1933).
Бас-баритон, затем драматический тенор. Сын черногорца и гречанки. Несколько сезонов выступал в Киеве. Любопытно, что в начале карьеры исполнял в "Кармен" партию Эскамильо, а потом стал Хозе (на этой открытке бывший драгун уже перевоплотился в контрабандиста).

Эскамильо, тореадор – Оскар Камионский

Камионский Оскар Исаевич (1869–1917).
Лирический баритон. Славился филигранной обработкой голоса по итальянской методе, слыл "русским Баттистини". Успех и богатство позволили ему обзавестись в Киеве крупным доходным домом на Мариинско-Благовещенской, 58 (теперь ул. Саксаганского).

Эскамильо — А.Зелинский

Зелинский А.М.
Баритон. Выступал в Киеве, Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге

автор статьи: Михаил Кальницкий
http://mik-kiev.livejournal.com/67131.html
http://mik-kiev.livejournal.com/70772.html

Немає коментарів:

Дописати коментар